Целью всякого учебного процесса
является эффективное овладение учебным
материалом за короткий промежуток времени.
Почему фактор "короткого времени" является
очень важным? А по той причине, что если человек
не увидит результата своей учебной деятельности
через десять дней, то можно сразу же прекращать
любое обучение: оно будет бесполезным. А что
происходит в школе или в вузе? Лекции и семинары
проводятся раз в неделю. Допустим, по
какой-нибудь причине было пропущено одно
занятие. А это означает четырнадцать дней,
которые выпали из учебного процесса…
В своих пособиях "Двадцать шесть времен за
двадцать шесть минут"(М.,2003.-48 с), "Двенадцать
времен за двадцать четыре минуты"(М.,2003- 40 с) я
предлагаю метод освоения очень важной
грамматической темы: временные конструкции
английского и немецкого языков. На изучение
данной темы в школе отводится пять лет и три года
в Вузе. Предложенный мною метод позволяет даже
начинающего изучать язык впервые научить
переводить любые сложные глагольные конструкции
за один час в условиях обучения в группе.
Индивидуально этому виду работы можно научить за
двадцать- тридцать минут. Даже 7-9 летнего
карапуза.
Проверка остаточных знаний школьников и
студентов, которые изучают данный материал по
традиционной методике, показывает, что у них
имеется смутное воспоминание об этих
конструкциях.
Еще в годы учебы в университете я стал
задумываться, почему студентам плохо дается
перевод текстов с иностранного языка на
русский.Просмотрев тогда ряд пособий по обучению
переводу, я не нашел ничего для себя
удовлетворительного. Лишь после окончания ВУЗа я
обнаружил пособие В.В.Милашевича и его
диссертацию, в которых я нашел то, что искал. Было
жаль, что, по его методике нас не обучали в годы
учебы.
Изучая и применяя на практике методику
В.В.Милашевича, я разработал новый способ
распознавания и перевода глагольных форм. Как и у
В.В.Милашевича, этот способ опирается на теорию
поэтапного формирования умственных действий,
теорию алгоритмизации и программированного
обучения. Большое влияние на создание этой
методики оказала теория всеединства Владимира
Соловьева. Для посвященных в эту теорию
приведенные здесь упражнения могут служить
иллюстрацией к ней.
Здесь реализована также идея "уплотнения"
знания. Когда говорят об "уплотнении"
знаний, то не открывают какого-либо
принципиально нового процесса. Уплотнение
знаний постоянно происходит в науке. Еще в ХII и
даже ХIV столетии за умение делить четырехзначные
числа друг на друга в римской системе счисления
давали звание доктора наук. И выучиться делить
было очень трудно, так как сам метод освоения при
этой системе чисел был громоздким и запутанным.
Поэтому учили делению отнюдь не во всех
университетах. А в индусско-арабской системе
чисел такое деление легко делает любой 7-9 летний
карапуз.
Большинство современных методик обучения
переводу глагольных конструкций иностранных
языков на русский похожи на методику обучения
делению четырехзначных чисел друг на друга в
римской системе счисления. Поэтому-то процесс
изучения "времен" как немецкого,
английского, так и ряда других языков у нас
растягивается на долгие годы.
Возникает вопрос, почему методы ускоренного
обучения не проникают в школы и вузы? Но ответ на
этот вопрос есть тема другого доклада.
|