Школа
взаимного обучения Исторический
экскурс Собственно, "взаимное обучение со сменой партнёров"
сделал 200 лет тому назад отец Грегор Жирард (Gregor Girard, 1765-1850) в Швейцарии,
позаимствовав его у Бёлля и Ланкастера, которые привезли взаимное обучение в
Европу из Индии в конце 18 века. Потом декабристы в 1816 году с разрешения царя
начали создавать "школы взаимного обучения" и насоздавали их около
70-ти штук. С 1918 по 1933 год Александр Григорьевич Ривин эффективно
использовал содиалог для ликвидации безграмотности и для подготовки 1200
инженеров в "Диком вузе" в Москве. Ривин назвал свой метод
"талгенизмом", то есть процессом, в котором из всех получаются
таланты и гении. Затем Виталий Кузьмич Дьяченко "со
товарищи" создал в Красноярске лабораторию, которая по сей день обучает
учителей взаимному обучению. Дьяченко назвал взаимное обучение
"коллективным способом обучения", которое входит в качестве составной
части в краевую программу развития образования. Взаимное парное обучение
используется "испокон веку" в еврейских школах, - и давно, и сегодня
тоже, - то есть возраст взаимного обучения около 2000 лет. Наша заявка – это плод титанической работы всех этих людей.
Фундамент нашего проекта основателен и заложен многими поколениями
учителей-практиков. Все ниже изложенные качества взаимного обучения – это уже
полученные реальные результаты во многих школах Наш проект имеет ту особенность, что его нельзя
"описать, прочитать написанное и сделать то, что написано", - его
можно только сделать. Он достаточно подробно описан вот
здесь, а прототип процесса взаимного обучения показан в двух
документальных фильмах, - каждый фильм 10 минут, - вот здесь. Характеристики
результатов процесса взаимного обучения Все ученики в совершенстве освоили универсальные учебные
навыки и отлично социализированы. Все ученики без исключения сдают предусмотренные государством
экзамены на 4 и 5. К окончанию школы почти все ученики имеют ясные планы
относительно своей профессии или вида деятельности, то есть продукт школы это
"человек с его собственным местом в жизни". Многие ученики имеют
контракты на работу. Небольшая часть выпускников школы после
окончания остаётся в школе работать технологами взаимного обучения или
консультантами. Все ученики свободно владеют минимум одним иностранным языком
в полном объёме. Учебный
процесс Учебный процесс включает в себя три
формы обучения, - фронтальное, самообучение и парное взаимное обучение. Ведущее
место по значимости и по времени занимает парное обучение. Парное обучение
организовано на основе технологии
парного обучения. Главной характеристикой парного обучения является радость, которую получают и взрослые, и дети от самого процесса
обучения. Второй по значимости характеристикой парного обучения является
мотивация к учёбе, которая гарантированно создаётся самим процессом парного
взаимодействия людей. Взаимное обучение обеспечивает максимальную индивидуализацию
обучения в смысле контента и также высококачественную позитивную социализацию в
смысле человеческих отношений. Оно позволяет органично осваивать все
универсальные учебные навыки, описанные в государственных документах. Парное обучение даёт глубокие знания по любой образовательной
программе (по любому контенту). Поскольку задача определения контента является
прерогативой Российской академии образования, постольку здесь он она не
описана, - какую дадут, любую освоим блестяще. Учебный процесс происходит весь день. Ученики и учителя
приходят и уходят в разное время. Они переходят в лаборатории и в спорт в
течение дня несколько раз. Взаимное обучение обеспечивает индивидуальный темп обучения
для каждого ученика и позволяет безболезненно отсутствовать на занятиях, т.к.
отстать в обучении от одноклассников невозможно. Взаимное обучение предусматривает открытость учебного
процесса в окружающую среду, - она обеспечивается организацией работы с
контентом, который ученики совместно с родителями ищут
и приносят в школу. Через эту работу происходит кооперация с родителями и
тесная связь школы с внешним миром. Расписание в виде "урок от звонка до звонка"
отсутствует. По расписанию в школе работают консультанты, которые консультируют
учеников индивидуально или читают лекции (фронтально). Консультанты работают в
режиме репетиторов. Через консультантов
в учебный процесс интегрируется самый современный, опережающий научный,
технический и социальный контент. За счёт режима работы "с утра до вечера" в учебном
процессе могут участвовать также дети, находящиеся на семейном обучении.
Отсутствие жёсткого расписания позволяет ученикам гибко сочетать занятия в
школе и во внешкольных учреждениях. Взаимное обучение предполагает втягивание самими учениками в
учебный процесс контента из мировой паутины. Во
взаимное обучение отлично встраивается также процесс дистанционного
обучения. Ученики школы могут обучать других в парном режиме, - это может быть
платной услугой школы для клиентов. Учебный процесс взаимного обучения позволяет отдельным
"быстрым" ученикам получать университетское образование и защищать
диссертации в течение одиннадцати лет, отведённых на школу. Краткое
описание процесса делания школы взаимного обучения За три года до открытия школы школа создаётся как юридическое
лицо и назначается директор школы. Директору выделяются средства на выполнение
подготовительной работы. В подготовительный период директор делает следующее. Заключает договор с исследовательской организацией, которая
проводит исследование социума вокруг места расположения школы. Заключает договор с юридической конторой, обеспечивающей
юридическую поддержку всех действий директора. Заключает договор с организацией, готовящей техническое
задание на проектирование здания школы. Заключает договора с педагогическими вузами и колледжами на
практику студентов, желающих осваивать технологию взаимного обучения. Из
студентов-практикантов постепенно формируется состав учителей школы. Организует рабочую группу из перечисленных выше участников
проекта, в которую также входят родители учеников создаваемой школы и их дети, -
будущие ученики школы. Нанимает на работу технолога взаимного обучения, который на
протяжении трёх лет до пуска школы организует и налаживает сам процесс
взаимного обучения всех, кто причастен к созданию школы: будущих учеников,
исследователей, родителей, студентов педвузов и т.д. Совместно с рабочей группой готовит техническое задание на
проектирование школы. Проводит конкурс на право проектирования. Заключает
договор с проектной организацией. Заключает договор с инженерной фирмой, обеспечивающей контроль за строительством школы и её технологическим
наполнением. Фирма проводит конкурс на право строительства школы. В результате этого процесса, который продолжается три года,
мы получаем следующие продукты. К открытию школы полностью сформирован коллектив школы –
родители, дети и учителя. Они на 90% качественно освоили технологию взаимного
обучения. Они все отлично знают друг друга и сдружились основательно. Проект школы согласован и одобрен коллективом школы. Они
знают его лучше, чем проектировщики или строители. Они любят свою школу заранее. Школа на 98% укомплектована технологически именно тем, что
нужно для полноценного обеспечения учебного процесса. Никакой другой процесс не может обеспечить столь качественную
подготовку школы к пуску. Мало того, по нашему глубокому убеждению за более
короткий срок невозможно создать качественную школу, - ни здание, ни
оборудование, ни коллектив. Процесс
формирования и подготовки коллектива школы В трёхлетний подготовительный период коллектив школы
формируется в виде рабочей группы, о составе которой сказано выше. Группа
встречается сначала один-два раза в месяц, затем – раз в неделю, а в последние
месяцы перед пуском школы, - 3-4 раза в неделю. Родители и дети принимаются в рабочую группу по рекомендации
исследовательской группы и отбираются в течение всего подготовительного
периода. Критерии отбора чисто деятельностные, - работаете хорошо в рабочей
группе? Берём. Плохо работаете в рабочей группе... Основанием для отбора служат
листки учёта объёмов проделанной родителями и детьми работы. Дети принимаются в рабочую группу в возрасте от трёх лет. Они
приходят вместе с родителями и все вместе работают. Учительский коллектив формируется из студентов-практикантов,
проходящих практику в течение подготовительного периода. Основанием для приёма
на работу служат листки учёта проделанной ими работы. Рабочий процесс в группе налаживает
технолог взаимного обучения, который постепенно обучает всех участников группы
взаимодействию в парах. Будущих учителей школы он же обучает своей работе, -
наладке процесса взаимного обучения. Развитие
коллектива школы после пуска в эксплуатацию К дате пуска школы формируется группа первоклассников числом
от 30 до 50 учеников После пуска школы приём новых учеников происходит постепенно
в уже сформированный коллектив. "Постепенно" означает, что приём в
школу происходит непрерывно, то есть в течение всего года. Принимаемая семья, -
родители и дети, - принимаются с испытательным сроком. Отбор осуществляется по
тем же критериям, что и в рабочей группе, - по листкам учёта объёмов проделанной
родителями и детьми работы. В результате постепенного приёма новичков формируется
разновозрастная группа. С течением времени дети взрослеют, и в эту же группу
принимаются новые "первоклассники". Оптимальный размер учебной разновозрастной группы для взаимного
обучения – 200 учеников. Основным критерием для определения размера группы
является принцип "все знают всех по именам", - включая родителей и
учителей. Если в данных условиях жизни школы необходимо в одной школе
обучать больше чем 200 детей, то в этом случае создаётся ещё одна учебная
разновозрастная группа. Каждая новая учебная группа создаётся на основе и с
участием членов уже существующей группы. Проектирование
школы Как уже сказано, в подготовительный период в работе рабочей
группы принимают участие "все", то есть в
том числе и архитекторы, желающие участвовать в конкурсе на право
проектирования школы. Благодаря личному участию в работе группы, постановщики
технического задания на проектирование и архитекторы глубоко проникают в суть
процесса взаимного обучения, чем обеспечивается соответствие между проектом
школы и учебным процессом. В соответствии с этим понятно, что детали задания на
проектирование корректируются участниками рабочей группы в процессе совместной
работы. Решение "кому отдаём проектирование"
осуществляется на основе листков учёта объёмов работы, проделанной
проектировщиками, участвующими в работе рабочей группы. Требования
к архитектуре со стороны процесса взаимного обучения Взаимное обучение всех 200 учеников происходит в одном
помещении. Для примера рассмотрим схему овального зала. Его площадь
около 300 кв. м. или 1,5 кв.м./ученика. К залу примыкают круглые ниши. Они
расположены на три ступеньки выше зала и ничем от зала не отгорожены. Их
диаметр порядка 6 метров. Общая площадь всего помещения около 500 кв. м. Для работы необходимо много естественного света, который
может быть из фонарей в потолке. В нишах также есть окна, открывающие вид на
ландшафт, то есть всё помещение насквозь просматривается и просвечивается. В зале и в нишах стоят столы и
стулья для работы учеников в парах. Столы достаточно просторные, например, 160
х 80 см, и удобные для сидения со всех четырёх сторон. Поскольку здесь учатся дети разного возраста, то мебель
имеется разных размеров, подходящих как для первоклашек, так и для самых рослых
детей и взрослых. Взрослых людей в процессе участвует порядка 10-20%, - кроме
консультантов и технологов здесь находятся также родители. В зале находятся передвижные интерактивные доски. В нишах на
боковых стенах также висят доски. Для подключения компьютеров, размещаемых на
столах, сверху подвешены кабели, позволяющие каждому ученику подключить
персональный компьютер. Стены и полы покрыты звукопоглощающим материалом, так как в
парах практически всё время "один говорит" и говорит не тихо, а
громко, - точнее с такой громкостью, как удобно для двоих. Пример шума в таком
учебном процессе можно посмотреть на видео вот здесь (3 минуты). Лаборатории Возможны два варианта оснащения лабораториями, - в самой
школе и в другой школе, то есть аренда лабораторий где-то на стороне. Если
"в самой школе", то в этом случае желательно создать лаборатории,
пригодные для интенсивного использования как учениками данной школы, а также
детьми, находящимися на семейном обучении и учениками других школ на основе
аренды. Желательно обеспечение визуального контакта между теми, кто
занят в обычном учебном процессе, и теми, кто занимается в лабораториях. Спорт Помещения для спорта располагаются близко от учебных. Желательно обеспечение визуального контакта между
теми, кто занят в учебном процессе, и теми, кто занят спортом. Отдых
и питание Для отдыха и тихих занятий предусмотрены отдельные помещения.
Питание возможно как школьное, так и "завтрак с собой", - для этого
есть отдельное помещение. 13.000 Остаётся 2.000 знаков для резюме нашей команды. Сайт управляется системой uCoz
|