Школа взаимного обучения

 

Исторический экскурс

Собственно, "взаимное обучение со сменой партнёров" сделал 200 лет тому назад отец Грегор Жирард (Gregor Girard, 1765-1850) в Швейцарии, позаимствовав его у Бёлля и Ланкастера, которые привезли взаимное обучение в Европу из Индии в конце 18 века. Потом декабристы в 1816 году с разрешения царя начали создавать "школы взаимного обучения" и насоздавали их около 70-ти штук. С 1918 по 1933 год Александр Григорьевич Ривин эффективно использовал содиалог для ликвидации безграмотности и для подготовки 1200 инженеров в "Диком вузе" в Москве. Ривин назвал свой метод "талгенизмом", то есть процессом, в котором из всех получаются таланты и гении. Затем Виталий Кузьмич Дьяченко "со товарищи" создал в Красноярске лабораторию, которая по сей день обучает учителей взаимному обучению. Дьяченко назвал взаимное обучение "коллективным способом обучения", которое входит в качестве составной части в краевую программу развития образования. Взаимное парное обучение используется "испокон веку" в еврейских школах, - и давно, и сегодня тоже, - то есть возраст взаимного обучения около 2000 лет.

Наша заявка – это плод титанической работы всех этих людей. Фундамент нашего проекта основателен и заложен многими поколениями учителей-практиков. Все ниже изложенные качества взаимного обучения – это уже полученные реальные результаты во многих школах

Наш проект имеет ту особенность, что его нельзя "описать, прочитать написанное и сделать то, что написано", - его можно только сделать. Он достаточно подробно описан вот здесь, а прототип процесса взаимного обучения показан в двух документальных фильмах, - каждый фильм 10 минут, - вот здесь.

 

Характеристики результатов процесса взаимного обучения

Все ученики в совершенстве освоили универсальные учебные навыки и отлично социализированы.

Все ученики без исключения сдают предусмотренные государством экзамены на 4 и 5.

К окончанию школы почти все ученики имеют ясные планы относительно своей профессии или вида деятельности, то есть продукт школы это "человек с его собственным местом в жизни". Многие ученики имеют контракты на работу.

Небольшая часть выпускников школы после окончания остаётся в школе работать технологами взаимного обучения или консультантами.

Все ученики свободно владеют минимум одним иностранным языком в полном объёме.

 

Учебный процесс

Учебный процесс включает в себя три формы обучения, - фронтальное, самообучение и парное взаимное обучение. Ведущее место по значимости и по времени занимает парное обучение. Парное обучение организовано на основе технологии парного обучения.

Главной характеристикой парного обучения является радость, которую получают и взрослые, и дети от самого процесса обучения. Второй по значимости характеристикой парного обучения является мотивация к учёбе, которая гарантированно создаётся самим процессом парного взаимодействия людей.

Взаимное обучение обеспечивает максимальную индивидуализацию обучения в смысле контента и также высококачественную позитивную социализацию в смысле человеческих отношений. Оно позволяет органично осваивать все универсальные учебные навыки, описанные в государственных документах.

Парное обучение даёт глубокие знания по любой образовательной программе (по любому контенту). Поскольку задача определения контента является прерогативой Российской академии образования, постольку здесь он она не описана, - какую дадут, любую освоим блестяще.

Учебный процесс происходит весь день. Ученики и учителя приходят и уходят в разное время. Они переходят в лаборатории и в спорт в течение дня несколько раз.

Взаимное обучение обеспечивает индивидуальный темп обучения для каждого ученика и позволяет безболезненно отсутствовать на занятиях, т.к. отстать в обучении от одноклассников невозможно.

Взаимное обучение предусматривает открытость учебного процесса в окружающую среду, - она обеспечивается организацией работы с контентом, который ученики совместно с родителями ищут и приносят в школу. Через эту работу происходит кооперация с родителями и тесная связь школы с внешним миром.

Расписание в виде "урок от звонка до звонка" отсутствует. По расписанию в школе работают консультанты, которые консультируют учеников индивидуально или читают лекции (фронтально). Консультанты работают в режиме репетиторов. Через консультантов в учебный процесс интегрируется самый современный, опережающий научный, технический и социальный контент.

За счёт режима работы "с утра до вечера" в учебном процессе могут участвовать также дети, находящиеся на семейном обучении. Отсутствие жёсткого расписания позволяет ученикам гибко сочетать занятия в школе и во внешкольных учреждениях.

Взаимное обучение предполагает втягивание самими учениками в учебный процесс контента из мировой паутины. Во взаимное обучение отлично встраивается также процесс дистанционного обучения. Ученики школы могут обучать других в парном режиме, - это может быть платной услугой школы для клиентов.

Учебный процесс взаимного обучения позволяет отдельным "быстрым" ученикам получать университетское образование и защищать диссертации в течение одиннадцати лет, отведённых на школу.

 

Краткое описание процесса делания школы взаимного обучения

За три года до открытия школы школа создаётся как юридическое лицо и назначается директор школы. Директору выделяются средства на выполнение подготовительной работы. В подготовительный период директор делает следующее.

Заключает договор с исследовательской организацией, которая проводит исследование социума вокруг места расположения школы.

Заключает договор с юридической конторой, обеспечивающей юридическую поддержку всех действий директора.

Заключает договор с организацией, готовящей техническое задание на проектирование здания школы.

Заключает договора с педагогическими вузами и колледжами на практику студентов, желающих осваивать технологию взаимного обучения. Из студентов-практикантов постепенно формируется состав учителей школы.

Организует рабочую группу из перечисленных выше участников проекта, в которую также входят родители учеников создаваемой школы и их дети, - будущие ученики школы.

Нанимает на работу технолога взаимного обучения, который на протяжении трёх лет до пуска школы организует и налаживает сам процесс взаимного обучения всех, кто причастен к созданию школы: будущих учеников, исследователей, родителей, студентов педвузов и т.д.

Совместно с рабочей группой готовит техническое задание на проектирование школы. Проводит конкурс на право проектирования. Заключает договор с проектной организацией.

Заключает договор с инженерной фирмой, обеспечивающей контроль за строительством школы и её технологическим наполнением. Фирма проводит конкурс на право строительства школы.

В результате этого процесса, который продолжается три года, мы получаем следующие продукты.

К открытию школы полностью сформирован коллектив школы – родители, дети и учителя. Они на 90% качественно освоили технологию взаимного обучения. Они все отлично знают друг друга и сдружились основательно.

Проект школы согласован и одобрен коллективом школы. Они знают его лучше, чем проектировщики или строители. Они любят свою школу заранее.

Школа на 98% укомплектована технологически именно тем, что нужно для полноценного обеспечения учебного процесса.

Никакой другой процесс не может обеспечить столь качественную подготовку школы к пуску. Мало того, по нашему глубокому убеждению за более короткий срок невозможно создать качественную школу, - ни здание, ни оборудование, ни коллектив.

 

Процесс формирования и подготовки коллектива школы

В трёхлетний подготовительный период коллектив школы формируется в виде рабочей группы, о составе которой сказано выше. Группа встречается сначала один-два раза в месяц, затем – раз в неделю, а в последние месяцы перед пуском школы, - 3-4 раза в неделю.

Родители и дети принимаются в рабочую группу по рекомендации исследовательской группы и отбираются в течение всего подготовительного периода. Критерии отбора чисто деятельностные, - работаете хорошо в рабочей группе? Берём. Плохо работаете в рабочей группе... Основанием для отбора служат листки учёта объёмов проделанной родителями и детьми работы.

Дети принимаются в рабочую группу в возрасте от трёх лет. Они приходят вместе с родителями и все вместе работают.

Учительский коллектив формируется из студентов-практикантов, проходящих практику в течение подготовительного периода. Основанием для приёма на работу служат листки учёта проделанной ими работы.

Рабочий процесс в группе налаживает технолог взаимного обучения, который постепенно обучает всех участников группы взаимодействию в парах. Будущих учителей школы он же обучает своей работе, - наладке процесса взаимного обучения.

 

Развитие коллектива школы после пуска в эксплуатацию

К дате пуска школы формируется группа первоклассников числом от 30 до 50 учеников

После пуска школы приём новых учеников происходит постепенно в уже сформированный коллектив. "Постепенно" означает, что приём в школу происходит непрерывно, то есть в течение всего года. Принимаемая семья, - родители и дети, - принимаются с испытательным сроком. Отбор осуществляется по тем же критериям, что и в рабочей группе, - по листкам учёта объёмов проделанной родителями и детьми работы.

В результате постепенного приёма новичков формируется разновозрастная группа. С течением времени дети взрослеют, и в эту же группу принимаются новые "первоклассники".

Оптимальный размер учебной разновозрастной группы для взаимного обучения – 200 учеников. Основным критерием для определения размера группы является принцип "все знают всех по именам", - включая родителей и учителей.

Если в данных условиях жизни школы необходимо в одной школе обучать больше чем 200 детей, то в этом случае создаётся ещё одна учебная разновозрастная группа. Каждая новая учебная группа создаётся на основе и с участием членов уже существующей группы.

 

Проектирование школы

Как уже сказано, в подготовительный период в работе рабочей группы принимают участие "все", то есть в том числе и архитекторы, желающие участвовать в конкурсе на право проектирования школы.

Благодаря личному участию в работе группы, постановщики технического задания на проектирование и архитекторы глубоко проникают в суть процесса взаимного обучения, чем обеспечивается соответствие между проектом школы и учебным процессом.

В соответствии с этим понятно, что детали задания на проектирование корректируются участниками рабочей группы в процессе совместной работы.

Решение "кому отдаём проектирование" осуществляется на основе листков учёта объёмов работы, проделанной проектировщиками, участвующими в работе рабочей группы.

 

Требования к архитектуре со стороны процесса взаимного обучения

Взаимное обучение всех 200 учеников происходит в одном помещении.

Для примера рассмотрим схему овального зала. Его площадь около 300 кв. м. или 1,5 кв.м./ученика. К залу примыкают круглые ниши. Они расположены на три ступеньки выше зала и ничем от зала не отгорожены. Их диаметр порядка 6 метров. Общая площадь всего помещения около 500 кв. м.

Для работы необходимо много естественного света, который может быть из фонарей в потолке. В нишах также есть окна, открывающие вид на ландшафт, то есть всё помещение насквозь просматривается и просвечивается.

В зале и в нишах стоят столы и стулья для работы учеников в парах. Столы достаточно просторные, например, 160 х 80 см, и удобные для сидения со всех четырёх сторон.

Поскольку здесь учатся дети разного возраста, то мебель имеется разных размеров, подходящих как для первоклашек, так и для самых рослых детей и взрослых. Взрослых людей в процессе участвует порядка 10-20%, - кроме консультантов и технологов здесь находятся также родители.

В зале находятся передвижные интерактивные доски. В нишах на боковых стенах также висят доски. Для подключения компьютеров, размещаемых на столах, сверху подвешены кабели, позволяющие каждому ученику подключить персональный компьютер.

Стены и полы покрыты звукопоглощающим материалом, так как в парах практически всё время "один говорит" и говорит не тихо, а громко, - точнее с такой громкостью, как удобно для двоих. Пример шума в таком учебном процессе можно посмотреть на видео вот здесь (3 минуты).

 

Лаборатории

Возможны два варианта оснащения лабораториями, - в самой школе и в другой школе, то есть аренда лабораторий где-то на стороне. Если "в самой школе", то в этом случае желательно создать лаборатории, пригодные для интенсивного использования как учениками данной школы, а также детьми, находящимися на семейном обучении и учениками других школ на основе аренды.

Желательно обеспечение визуального контакта между теми, кто занят в обычном учебном процессе, и теми, кто занимается в лабораториях.

 

Спорт

Помещения для спорта располагаются близко от учебных. Желательно обеспечение визуального контакта между теми, кто занят в учебном процессе, и теми, кто занят спортом.

 

Отдых и питание

Для отдыха и тихих занятий предусмотрены отдельные помещения. Питание возможно как школьное, так и "завтрак с собой", - для этого есть отдельное помещение.

13.000

Остаётся 2.000 знаков для резюме нашей команды.

 

Сайт управляется системой uCoz
     
2x2.gif (119 bytes)
Каталог ресурсов Рунета

 

Дизайн "ОМЕГА"   



Сайт управляется системой uCoz